Ремонт китайских авто в России: СТО бьют тревогу из-за отсутствия информации

Ремонт китайских авто в России: почему автосервисы обратились в ФАС?
Российский автомобильный рынок столкнулся с новой серьезной проблемой: острая нехватка официальной сервисной информации для ремонта и обслуживания китайских автомобилей. Региональная ассоциация станций техобслуживания (РАСТО) совместно с Российским обществом автодилеров (РОАД) направили официальное обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), призывая ведомство вмешаться в ситуацию на государственном уровне.
Дефицит технической документации: в чем суть проблемы
По словам председателя РАСТО Ольги Селезневой, подавляющее большинство китайских брендов, представленных в России, не предоставляют независимым СТО доступ к необходимой технической документации, схемам и руководствам по ремонту. Ситуация усугубилась с 2022 года, когда доля китайских машин на рынке резко возросла.
Ключевые проблемы, вызванные отсутствием данных:
- Рост стоимости ремонта: СТО вынуждены искать информацию через неофициальные и платные каналы, что напрямую отражается на конечной цене для автовладельца.
- Увеличение сроков обслуживания: Диагностика и ремонт без технической поддержки занимают значительно больше времени.
- Риски для безопасности: Некорректный ремонт из-за нехватки информации может привести к серьезным поломкам и снижению уровня безопасности эксплуатации автомобиля.
- Ограниченная конкуренция: Только официальные дилеры получают ограниченный доступ, что создает монополию на рынке услуг.
Статистика и «серые» схемы
Ольга Селезнева привела неутешительную статистику: из 62 китайских автомобильных брендов, официально зашедших на российский рынок, полная сервисная информация доступна лишь для 10%. Чтобы получить хоть какие-то данные, сервисам приходится прибегать к услугам компаний-посредников, которые перепродают доступ к закрытым серверам производителей. Это создает «серый» рынок информации и делает качественное обслуживание недоступным для многих.
Чего требуют автосервисы?
В своем обращении РАСТО и РОАД предлагают обязать китайских автопроизводителей предоставлять всю необходимую сервисную информацию квалифицированным автосервисам, работающим по коду ОКВЭД 45.20. По мнению ассоциаций, ФАС может инициировать диалог с Минпромторгом и другими профильными ведомствами для выработки механизма, который обеспечит российским автовладельцам право на качественный и безопасный ремонт их транспортных средств, независимо от марки.